Духовность и мирская жизнь

Некоторым людям, проявившим интерес к духовности (религии, эзотерике и т.п.), со временем может начать казаться, что духовность и мирская жизнь плохо совместимы – что нужно сделать выбор между жизнью обычного человека и жизнью человека Пути. Прежде, чем говорить о том, правильно это или нет, введем определения, ибо не совсем понятно, что такое "духовность" и что такое "мирская жизнь", ведь каждый вкладывает в эти слова свой смысл.



Духовность – это:

  1. Стремление человека к познанию своей внутренней сути – т.е., своей психологии: своего мышления (того, как вы мыслите), поведения (того, как вы себя ведете в различных ситуациях), своих эмоций (того, как именно вы эмоционально воспринимаете окружающий мир и себя самого: что у вас вызывает положительные эмоции (и какие именно), что отрицательные (и какие именно)). Выявление своих слабых и сильных сторон (говоря о своих слабых или сильных сторонах, вы должны быть в состоянии привести примеры, подтверждающие наличие или отсутствие у вас этих сторон), выявление наиболее ярких (а также второстепенных) черт собственного характера и психики в целом.
  2. Использование в качестве инструмента самопознания различных религиозных и эзотерических знаний и практик. Самопознание (выявление принципов работы своей психики (см. п. 1) – главным образом, своих недостатков) и саморазвитие (искоренение своих недостатков, приобретение достоинств) – это два параллельных процесса. Самопознание и саморазвитие идут параллельно, ибо самопознание ведет к саморазвитию.
  3. Развитие своего тела посредством выполнения общеизвестных физических упражнений или же специальных (известных узкому кругу лиц), а также посредством специального рациона питания, специальных режимов сна, дыхательных упражнений и т.д.
  4. Изучение мышления, эмоциональной деятельности, поведения и психики вообще окружающих людей, а также выявление наиболее общих законов (принципов) существования окружающего мира – т.е., изучение философии.

Замечание: духовность может не иметь ничего общего с религией, эзотерикой, мистицизмом и т.п. Из приведенных четырех пунктов видно, что основу духовности составляют психология и философия. Познавать самого себя и окружающий мир человек вполне может и без всяких религий, эзотерик и т.п. (и даже не прочтя ни одной книги по психологии или философии) – лишь опираясь на личный жизненный опыт, и используя собственные мозги. Однако, подобные случаи единичны, т.к. для того, чтобы человек познавал себя и окружающий мир, используя лишь собственный опыт и мозги, необходимо, чтобы: во-первых, эти самые мозги у человека были (т.е., человек должен обладать сильным интеллектом от природы (то, что, при желании, и достаточных усилиях, человек может развивать свой интеллект – это уже вопрос второго рода)), во-вторых, человек должен попасть в условия, благоприятные для развития (т.е., такие условия, которые способствуют накоплению жизненного опыта, а также его осмыслению).

Мирская жизнь – это:

  1. Наличие жилья, т.е., проживание в нормальном доме или квартире, а не пещере, землянке, келье и т.п. (желательно, приобретенного или построенного за лично заработанные деньги, а не просто перешедшего по наследству от родственников).
  2. Наличие оконченного среднего образования.
  3. Наличие оконченного начального, среднего либо высшего профессионального образования (не обязательно, но крайне желательно) – т.е., наличие профессии (специальности).
  4. Работа по специальности (или не по специальности) – в любом случае, вы должны где-то работать, дабы получать деньги за свою работу, и иметь возможность содержать хотя бы самого себя (пища, одежда, оплата жилья – это как минимум).
  5. Наличие семьи (не обязательно).
  6. Нахождение в социуме (а не жизнь отшельника). Умение с этим социумом контактировать – т.е., умение разбираться в людях и общаться с ними.
  7. Уход за своим физическим телом.
  8. Наличие опрятной, ухоженной внешности (а не внешности бомжа).
  9. Стремление к социальному росту (карьерному продвижению, увеличению благосостояния и т.д.).

Теперь, когда понятия "духовность" и "мирская жизнь" получили достаточно ясные определения, можно вернуться к вопросу о том, совместима ли духовность с мирской жизнью, или же нужно выбирать между ними. Если совместимы, то каким образом их совместить? А если не совместимы, то почему, по какой причине? Как всегда, во избежание общих фраз "ни о чем", рассматривать эти вопросы будем детально и по пунктам. Итак.

1. Заработок денег, самообеспечение, наличие жилья

Зрелость – это готовность человека нести ответственность за свои слова и поступки, а также готовность и способность зарабатывать деньги и обеспечивать свой повседневный быт. У каждого зрелость наступает в различном возрасте: у кого-то в 12-15 лет (а то и раньше), у кого-то в 18-20, у кого-то позже. У некоторых зрелость не наступает и к 30 годам, а еще у некоторых она не наступает вовсе – вплоть до самой смерти.           

Любой взрослый (но не обязательно зрелый) человек может поддерживать свое физическое существование четырьмя путями: посредством прошения милостыни, посредством воровства, посредством нахождения на иждивении у своих родственников (что называется "висеть на шее"), посредством самостоятельного заработка денег. Для многих шибко "духовных" личностей очень привлекательными кажутся первый и третий вариант. Действительно, зачем идти на работу и "вкалывать от зари до зари", если можно клянчить милостыню, воображая себя при этом обездоленным святым мучеником, или же просто повиснуть на шее у близких, считая, что они ("невежественные и бездуховные люди") должны обеспечивать "великого просвещенного гуру"? А если еще тупо и безмозгло выдрать из Библии (к примеру) слова вроде "Вот почему Я и говорю вам: не заботьтесь ни о том, что есть или пить вам для поддержания жизни вашей, ни о том, что надеть вам, чтобы прикрыть тело ваше. Разве душа не более важна, чем пища, а тело — чем одежда? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, а Отец ваш Небесный кормит их. А вы намного ли отличаетесь от них?" (Евангелие от Матфея, 6:25-26), то можно и вовсе спокойно бездельничать, полагая, что следуете заповедям Христа (Исы). Что касается варианта воровства, то он среди "духовных" личностей также весьма распространен: эти люди нередко обладают уникальной хитростью, и, помимо того, что живут в глубоком самообмане, умудряются еще и мастерски обманывать других – достаточно будет понаблюдать, к примеру, за различными представителями так называемых сект, дабы в этом убедиться.           

Любой же зрелый человек отлично понимает важность самостоятельного заработка денег (и важность внутренней готовности к этому заработку денег). Другое дело, что многие зарабатывают деньги лишь для того, чтобы иметь возможность удовлетворять свои страсти: хорошо поесть и выпить, купить новый модный телефон, купить престижный автомобиль, пользоваться интересом у женщин и т.д. То, что многие зарабатывают деньги лишь с целью удовлетворения своих низменных потребностей и возможности ощущать свое превосходство над другими – это, безусловно, проблема, но мы сейчас говорим не о ней. Если вы считаете себя духовным человеком, стремящимся делать что-то благое, то задайте себе такие вопросы: "Как, не имея денег, не имея жилья, вы сможете накормить и напоить голодного? Как вы сможете дать кров бездомному? Как вы сможете дать денег на лечение человеку, который сам не может оплатить свое лечение?.." – Как вы сможете дать то, чего у вас самих нет? А-а-а, точно! – Вы будете молиться! Вы будете молиться и ждать, покуда не придет какой-то бездуховный гнусный обеспеченный человек, и не поможет тому, за кого вы молились.           

Поэтому, любому человеку, который при памяти, вполне ясно, что, для того, чтобы делать в этом мире что-то полезное, нужно не иконы лобызать и не лоб себе расшибать в поклонах, не в церкви или мечети сутками просиживать, благоговейно закатив глаза под лоб, не книги "божественные" читать со слюноотделением… А пахать! – Нужно идти на работу и работать. При этом важно понимать, что создание своего бизнеса – удел единиц, т.к. для этого необходимо обладать определенными задатками, определенным мировоззрением или, как говорят, мозгами и коммерческой хваткой (ее можно развить, но это уже вопрос второго рода). Поэтому, если чувствуете, что никакой особой коммерческой хватки у вас нет (или на данный момент эти таланты скрыты от вас самих), то, без лишних фантазий просто идите работать наемным сотрудником. И, быть может, в процессе работы на другого человека, вы сможете чему-то научиться, и развить в себе ту самую коммерческую хватку, и, впоследствии, начать работать уже на себя.

2. Образование

Говоря об образовании, я имею в виду не духовные семинарии, исламские университеты и т.п., а самое обычное светское образование – среднюю школу, училище, университет и т.д.           

Не имея образования, вы не сможете получить работу, о важности которой разговор был выше. Правда, образование бывает разное: 9 классов школы (неполное среднее), 11 классов (полное среднее), профтехучилище (ПТУ) или же колледж, два курса университета (младший специалист), четыре курса университета (бакалавр), пять-шесть курсов университета (специалист или магистр), аспирантура (на выходе, по задумке, должен "получаться" кандидат наук (хотя, может и не получится), как правило, в должности доцента), докторантура (на выходе должен "получаться" доктор наук впоследствии в должности доцента или профессора). Приведенный перечень неполный и не совсем корректный, но довольно хорошо отражает нашу систему образования. Какой уровень образования нужен вам – это уже зависит от ваших индивидуальных способностей, интересов и целей.           

Одна из проблем нашего времени в том, что те люди, удел коих – класть плитку и чистить сортиры, сидят в университетах, а те, кто обладает умом и талантами, нередко вынуждены заниматься физическим трудом, не имея возможности получить достойное образование, раскрыв тем самым заложенный в самих себе потенциал. Возьмем простой пример: учился себе в школе какой-то типичный "среднестатистический ученик". Как-то, с горем пополам, он ее даже окончил. И куда он пойдет дальше? В ПТУ на сварщика или маляра-штукатура (хотя уточню: и там нужны и мозги, и талант, и "руки из нужного места", ибо высококвалифицированный сварщик, механик или маляр – это всегда востребованный и уважаемый специалист)? Что вы, нет, конечно, - он пойдет в университет, имея цель стать юристом или экономистом. Это же престижно, да и не пыльно. К тому же достойно такого избранного Богом человека, как он (собственной избранностью и неординарностью в собственных глазах грешат многие). А как он попадет в университет? Если он – "круглый, упитанный, глупый, овсянку жрёт, сын знатных родителей", как говорится в известной повести М.А. Булгакова, то подобного "мажора" попросту втолкнут в университет за взятку богатые родители. Если же говорить о технических специальностях (которые в наше время пользуются небольшой популярностью среди абитуриентов), то вуз может взять такого непутевого абитуриента и без всяких взяток. Почему? – Очень просто: такие ВУЗы испытывают недобор студентов, а нехватка студентов – это сокращение количества учебных групп, сокращение количества рабочих часов у преподавателей, сокращение заработной платы преподавателей, сокращение рабочих мест преподавателей и т.п.. Так уж у нас устроено, что ВУЗы вынуждены гнаться за количеством, а не качеством. Платить достойную заработную плату преподавателям за обучение небольшого количества действительно толковых студентов, способных в дальнейшем работать по специальности, пока что никто не готов, поэтому ВУЗы и кишат случайными людьми, цель которых – просто получить заветную "бумажку", именуемую диплом. Если посмотреть перечни наиболее актуальных проблем современного образования, то вы там увидите упоминания о коррупции, устаревшей учебной аппаратуре, устаревших подходах в обучении и т.д. и т.п., но почему-то мало кто говорит, что основная проблема современного образования в том, что учебные заведения переполнены случайными людьми в качестве студентов, лишенными мозгов и чувства ответственности. Корень проблемы даже не в школе, а еще в дошкольном учреждении и, разумеется, семье, в которой воспитывался ребенок. Проблема не в устаревшей аппаратуре, методах обучения или "непрактичных преподавателях", а в том, что проводится глобальная политика, направленная на тотальное отупление и обыдление общества.           

Однако, вернемся к вопросу о том, зачем образование конкретно вам – "духовной личности". То, что оно необходимо для трудоустройства – это понятно. Зачем "духовной личности" работа – тоже выяснили. Правда, могут быть возражения: мол, диплом ничего не дает, ВУЗ ничего не дает, опыт и знания получаются только на работе и т.п. Но если основными занятиями студента в том же ВУЗе становятся: участие в различных КВН-ах, конкурсах красоты и проч., организация студенческих вечеринок (обычных примитивных пьянок), походы по барам и дискотекам т.п., а то, что называют "учебой" вклиняется между всем этим лишь иногда (как правило, ближе к сессии) – в таком случае университет действительно знаний не даст. Задача вуза – дать базовые знания, а практический опыт и более глубокие знания получаются только в процессе самостоятельной работы, и это естественно. В наше время нет прочной связи между системой образования и производством, поэтому проблемы с трудоустройством по окончании ВУЗа действительно имеются. С дипломом (и без опыта работы) устроиться на работу трудно, но без диплома – практически невозможно. А к тем, кто уже на начальных курсах глубокомысленно заявляет, что диплом – это бесполезная корочка, возникает вполне естественный вопрос: "Так зачем вы вообще сюда [т.е. в ВУЗ] пришли, и почему вы всё еще здесь?".           

Профессиональные знания и диплом – это, по правде говоря, не самое важное, что дает высшее учебное заведение. Если учиться не так, как описывалось несколькими строчками выше, а по-настоящему пахать и сжигать себя в учебе, то вы получите многое из того, что дается в различных эзотерических школах. Вот лишь неполный перечень того, что вам может дать ВУЗ: развитие самодисциплины (умения планировать и следовать намеченному плану, правильно распределять свое время и силы), развитие ответственности, развитие памяти и умственных способностей, умение переступать через себя и сделать то, что в принципе кажется невозможным (проработка в сжатые сроки больших объемов материала, выполнение больших работ за сжатые сроки, сокращение сна до 3-4 часов в сутки (а то и полного отсутствия сна в течение одних-двух суток), с отсыпанием лишь на выходных), умение контактировать со сверстниками, умение контактировать с "большими, солидными и страшными дядями и тетями" – преподавателями, представителями деканата, ректората (не с целью выклянчить оценки или еще что-нибудь в этом роде, а просто с целью нахождения общего языка или же решения каких-то организационных вопросов), умение правильно организовывать свою работу, разделяя задачи по приоритетам (это, в общем-то, относится к планированию). А, главное, – ВУЗ закаляет дух и способствует выработке постоянства, т.к. за период обучения будет немало трудностей и периодов морального упадка, не раз могут посещать мысли о том, чтобы все бросить, не раз могут одолевать сомнения в верности выбранного пути, но человек, прошедший через все это, и "доживший" до получения диплома, и человек, не имеющий высшего образования – это два разных человека. Хотя, если студент просто высиживал положенное количество лет только ради диплома, то единственное, что ему даст окончание университета – это развитие качества, которое иначе как "хитрожопость" не называется, т.к. это качество у такого студента за период обучения окажется наиболее востребованным.

3. Семья

Дабы лишний раз не повторяться, просто отправляю читателя к шестой главе – "Контролируемый эрос".

4. Физическое здоровье, внешняя красота, опрятность внешнего вида

Аналогично предыдущему пункту, отправляю читателя к четвертой главе – "Развитие тела". Здесь же скажу следующее. Если духовность у вас ассоциируется с полуразвалившейся рухлядью в рванье, с горбом на спине, посохом, трясущимися руками и голосом "умирающего лебедя", то дела у вас очень плохи. Уместным здесь будет упомянуть об одном случае, произошедшим со вторым праведным халифом – Умаром ибн аль-Хаттабом: однажды мимо него проходил человек, сгорбленный, ссутуленный, опирающийся на посох, и понуривший взгляд вниз, хотя имел вполне нормальное здоровье. Умар его окликнул, и сказал: "Разве так выражают покорность Аллаху? Ты – мусульманин, и должен быть горд этим. Так выпрямься же, и иди нормально".           

Также не лишним будет обратить внимание на такой очень важный момент, как гармоничное единство в человеке совершенства телесного и духовно – то бишь гармоничного объединения красоты внешней и красоты внутренней, красоты физического тела и красоты души (здоровья тела и здоровья души). Идеал гармоничного сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых богатством и благородством его души, обозначен термином калокагатия как идеал древнегреческой культуры, который, не смотря на привязку к имени древнегреческого философа Платона, имеет куда более древние корни, на которые сам же Платон и указывал в своих знаменитых диалогах "Тимей" и "Критий". "Такими они были, и таким образом они справедливо управляли своей страной и Элладой; во всей Европе и Азии не было людей более знаменитых и прославленных за красоту тела и за многостороннюю добродетель души" – в одном из упоминаемых диалогов ("Критий") идея калокагатии как нормы воспитания, существовавшей еще во времена Атлантиды, как раз и была вложена Платоном в уста египетских жрецов.

5. Обучение других посредством собственного примера

"Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет" (Евангелие от Луки, 11:33). Если по милости Аллаха вы в этом мире что-то поняли, если вам что-то открылось, если вы получили какое-то знание, то это знание дано вам не для сугубо личного использования, но для того, чтобы вы развивались сами, и помогали развиваться остальным. Мудрецы и духовные учителя призваны облагораживать общество и помогать ему развиваться, но... Может ли чему-то научить "обычного" человека тот, кто всю жизнь просидел в пещере? Тот, кто понятия не имеет о бытовых проблемах. Тот, кто вообще далек от всего мирского. – Нет, конечно. Такой человек просто не в состоянии понять других людей, а они, в свою очередь, не смогут понять его. Поэтому, вместо того, чтобы с умным и таинственным выражением физиономии давать какие-то наставления, лучше просто показывать людям "как надо" на собственном примере. А, для этого, нужно быть вместе с людьми – нужно быть среди них, и нужно быть не оторванным от мирской жизни. Нет, не нужно говорить другим: "я делаю правильно, мой образ жизни правильный, - следуйте за мной", но нужно сделать так, дабы окружающие вас люди сами увидели в вашей жизни что-то правдивое и благое, и сами захотели бы следовать вашему примеру.           

Но, как тогда быть с различными старцами-отшельниками, монахами, затворниками и т.д.? Они что, получается, эгоистичные глупцы? – Разумеется, нет. Вопрос в том, что, читая жизнеописания различных святых и мудрецов, ставших отшельниками, некоторые видят лишь одно – то, что эти люди отрешились от всего мирского и предались уединению. Но они почему-то не видят того, как и кем жили эти святые до того, как отрешились от мирского – они не видят того, какой богатейший опыт прежде был накоплен подобными мудрецами в миру, и сколько всего ими было сделано в миру. Как следствие, некоторые начинают думать, что если в 15-20-30 лет уйти в монастырь, и начать там усердно молиться, то они станут просто невероятно богоугодными и полезными обществу – на самом же деле, пользы обществу (и природе в целом) от таких людей практически не будет (впрочем, как и вреда, хотя это уже как получится).           

Поэтому, как и отмечалось ранее, отшельничество имеет смысл лишь после долгой и бурной жизни в миру – уже в глубокой старости (до которой не каждому дано дожить), но никак не в юности или просто зрелом возрасте.

6. Борьба субличностей

Рассмотрим один практический пример. Жил-был парень, и однажды ему показалось, что призвание всей его жизни – это медицина. Он начал читать всё, что так или иначе было связано с медициной: брошюры советского периода о здоровом образе жизни, инструкции к лекарственным препаратам, школьные учебники по биологии (точнее, анатомии и физиологии человека), имеющиеся в доме книги о медицине. Начал приобретать и читать книги по медицине, посещать библиотеку и т.д. Это было в 9-м классе общеобразовательной школы. С биологией ранее у него были проблемы, но за период 9-го класса он вышел по биологии на пятерку, занял третье место на городской олимпиаде, а также вышел на пятерки почти по всем прочим предметам, т.к. готовился к поступлению в медицинский лицей. В медицинский лицей он таки поступил, в плане успеваемости был одним из первых в группе. На втором курсе лицея сумел договориться с местным патологоанатомом о возможности присутствия на вскрытиях – причем, получил разрешение не только присутствовать, но и лично выполнять вскрытия в учебных целях (самостоятельно или с прозектором – человеком, который, собственно, в морге и выполняет вскрытие). Точно такое же разрешение он получил и в местном бюро судебно-медицинской экспертизы. На том же курсе лицея он получил неофициальное разрешение на присутствие во время хирургических операций, а вскоре уже сам выполнял функции первого или второго ассистента в различных хирургических, травматологических и гинекологических операциях – с недальней перспективой того, чтобы уже самому выполнять операции вроде апендэктомии (удаление червовидного отростка слепой кишки, в простонародье известного как аппендицит) под контролем одного из хирургов. На летних каникулах он трудоустроился санитаром в отделение интенсивной терапии и анестезиологии (иначе говоря, отделение реанимации), дабы хоть как-то приблизиться к медицинской среде (уже официально). По сути, весь второй курс лицея данный парень прожил в больнице, ночуя в ней по нескольку суток на неделю, дабы не пропустить какую-то интересную операцию, какой-то интересный клинический случай и т.п. Тем более, что у него была возможность во всем этом лично участвовать. Кроме того, у него была возможность ознакомления с амбулаторными картами пациентов, а также возможность личного общения с пациентами и их медицинского осмотра.           

По окончании лицея данный человек самостоятельно (т.е. без взяток) поступил в медуниверситет. В плане успеваемости в группе был первым. Однако, по той причине, что на учебу каждый день ездил из другого города и практически не спал, постоянно готовясь к занятиям, физически не выдержал темпа учебы и психологически сломался. Отчислен был на первом же курсе. Выход из ситуации можно было найти, но он оказался достаточно слабым, и просто не захотел этот выход искать, оставив все на самотек, и просто погрузившись в депрессию.           

Надо сказать, что этот парень проявлял также значительный интерес к религии и магии. Так, в возрасте 10 лет он отрекся от христианства и принял древнеегипетскую религию. На протяжении двух лет он собирал всю доступную информацию об этой религии (в местной библиотеке, интернете и т.д.) и старался выполнять ритуалы, описание которых ему удавалось находить. Все находившиеся сведения тщательно конспектировал. В том же возрасте проявил способности к химии и астрономии. Тогда же (в 10 лет) уже мог выполнять контрольные работы по химии за 10-11 класс. В городской олимпиаде по химии за 8-й класс занял 10-е место (будучи при этом в 4-м классе). Через год (будучи в 5-м классе) занял уже 4-е место, а еще через два года (будучи в 7-м классе) – первое, после чего победил на областной олимпиаде, и был отправлен на Всеукраинскую. В 9-м классе сам вел занятия по химии у своего класса с позволения учителя, а в период обучения в медуниверситете вел занятия у своей группы по бионеорганической химии. Как и отмечалось ранее, в возрасте 10 лет были проявлены способности в области астрономии – самостоятельно проработал учебник за 10-й класс и решил все задачи. Физикой и астрономией тогда же занимался под руководством школьного учителя физики.           

В возрасте 13 лет вернулся в христианство. Начал регулярно посещать церковь, а также воскресную школу. В воскресной школе по успеваемости был первым. Местный священник уже вел разговор о продолжении обучения после школы в Одесской духовной семинарии.           

В возрасте 15 лет снова вернулся в язычество. На этот раз – в викканство (Викка – неоязыческая религия, в которой почитаются два природных начала – Великая Богиня и Великий Бог) и друидизм, связанный с викканством (на самом деле, викканство связано с друидизмом). Тогда же проявил интерес к фитотерапии, полностью проработав книгу "Лекарственные растения и способы их применения в народе" (Носаль М., Носаль И.), а также фрагментарно ознакомившись с рядом других книг по фитотерапии. Выполнял сбор и заготовку лекарственных трав в селе у родственников.           

Приблизительно с 16 лет начал интересоваться иудейским мистицизмом (Каббалой) и черной магией.           

Из медуниверситета был отчислен в 18 лет. После года внутренних поисков и года обучения у меня, заново поступил в университет – на этот раз уже выбрав профессию программиста. Ныне продолжает обучение по выбранной специальности, параллельно изучая суфизм под моим руководством.         

Любое дело требует полного в него погружения, если ты хочешь реально чего-то достичь и что-то сделать. Но программирование – особенно. Вы не можете сесть, часа полтора-два позаниматься, и переключиться на что-то другое, а потом, на следующий день, еще часа два позаниматься и т.д. – с такими темпами вы никогда ничего не напишите (нормальное, т.е. действительно стоящее внимания). Бывает, что программист вынужден в течение недели (а то и более) работать по 15 и более часов в сутки, всецело сосредотачиваясь на алгоритме программы и всецело в него погружаясь и полностью отключаясь от окружающего мира – иначе, у вас просто ничего не получится. В процессе написания кода мозг полностью сосредоточен на программе, и, после 8-10 часов программирования в сутки, переключиться на что-то иное практически невозможно. В итоге, этот мой ученик оказался не в состоянии выполнять поручаемые мною задания – проработку различных книг по религиоведению, психологии, философии, истории, эзотерике и т.д. Ибо, если он и переключался на выполнение моих заданий, то у него затем возникали проблемы с обратным переключением на работу по своей специальности – программированию. В итоге, он мог находиться лишь в одном из двух состояний: либо занятия программированием, либо изучение тех материалов, проработку которых я ему поручал. Заниматься этими вещами параллельно он никак не мог. Бросить что-то одно и выбрать что-то другое (т.е., либо заниматься только программированием, либо только работать со мной), он также не мог. Вот тут мы и подошли к пониманию того, к чему был рассказ всей этой истории.           

Выше описанный человек являет собою пример крайне фрагментированной личности – личности, разбитой на множество субличностей. Так, в одном человеке мы имеем "врача", "программиста", "суфия", "химика", "астронома", "физика", "мага", "фитотерапевта" и много еще кого. Несмотря на то, как усердно он изучал медицину, и какие возможности перед ним были открыты, медиком он так и не стал. Несмотря на то, что в 4-м классе он выполнял контрольные работы по химии за 10-11-й класс, и казался другим чуть ли не гением, сейчас его "завалит" почти любой первокурсник химфака. Несмотря на то, что он проявлял большие способности к физике, математике и астрономии, каких-либо серьезных достижений в этих направлениях не имеет. Несмотря на то, что очень долго метался с выбором религии, все познания о религиях у него крайне поверхностны и фрагментарны. Таким образом, после ознакомления с выше приведенным биографическим очерком можно было бы сказать: "Вах, какая многогранная личность!". А, по факту, этот человек ни в одной области никаких успехов не достиг, хотя и имел задатки.           

Теперь посмотрим на причину подобной фрагментации. Причина в том, что этот человек постоянно отождествлялся с тем, чем он занимался. Занимаясь медициной, он полностью отождествлял себя с образом медика, и ставил на себе самом клеймо "я – медик" или "я – хирург" и т.д. Его сознание не было чистым – оно было заполнено грезами, в которых он себя видел крутым медиком. Аналогично, выполняя мои поручения, он себя полностью отождествлял с образом теолога и эзотерика, говоря себе "я – богослов", "я – суфий", "я – эзотерик" и т.п. Выполняя учебные задания в университете, он себя полностью отождествлял с образом программиста, идентифицируя себя именно как программиста, и видя грезы, в которых он обрисован как очень умный, толковый и профессиональный программист, отдающийся своему делу. Таким образом, проблема фрагментации – в отождествлении себя с тем делом, которым ты занимаешься, и в простановке на самом себе клейма самоидентификации, что ведет к соответствующим грезам. Но! Концентрация и отождествление – это абсолютно разные вещи! Да, вы никогда не напишите серьезной программы без должной концентрации внимания. Точно так же, вы не сделаете и ничего другого, если в нужной степени не сконцентрируетесь. Но это вовсе не говорит о том, что нужно отождествляться (сливаться) с тем делом, которым вы занимаетесь. Делать что-либо, и не отождествляться при этом, невероятно трудно, почти невозможно, - но реально. Вы должны просто делать, и всё. Т.е., изучая фитотерапию, вы должны просто изучать фитотерапию, а не начинать мнить себя фитотерапевтом. Занимаясь программированием, вы должны просто писать программы и изучать программирование, но не отождествлять себя с образом программиста. Изучая ислам и суфизм, вы должны просто хладнокровно и беспристрастно их изучать, а не начинать мнить себя суфием или еще кем-то. И так во всем, ибо я говорил: по-настоящему что-то полезное и существенное человек может делать лишь в состоянии осознанности, а состояние отождествления – это сон. Если же вам так хочется нацепить на себя какую-то бирку, то просто знайте, что вы – никто, и все, что вы делаете, не представляет важности. Даже если вам удастся в жизни чего-то добиться (больших или малых успехов – не важно), то вы все равно будете никем.

И, вот, перед описываемым человеком встал выбор:

  1. Избрать "мирскую жизнь": окончить обучение в университете, получить диплом программиста, устроиться на кафедру ассистентом, затем поступить в аспирантуру, и, если получится, защитить кандидатскую диссертацию, после чего продолжить работу в университете доцентом. Параллельно, возможно, работая также программистом в какой-то фирме.
  2. Избрать "духовную жизнь": продолжить работу со мной и обучение у меня, изучать богословие (не только христианское или исламское, но и другие религии), изучать историю и верования различных стран, изучать философию, эзотерику, а также медицину и другие науки, продолжать самопознание и работу над собой.

Почему перед ним встал этот выбор? – Потому, что ему крайне трудно переключаться между "духовной" и "мирской" работой. А почему ему трудно переключаться? – Потому, что он отождествляется с тем, что делает, и вешает на себя бирки. Он подобен артисту, который вынужден постоянно менять роли: выходить из одного образа, и вливаться в другой образ, а затем наоборот.           

Как поступить описываемому человеку? Как решить возникшую дилемму? Подход должен быть комплексным:

  1. Поиск связующих звеньев между двумя направлениями. Основное связующее звено – это потребность в знании своего естества, своей психологии, т.к. без этого ничего не светит ни в мирской жизни, ни в духовной. Кроме того, психология важна как в теологии и эзотерике, так и в программировании: в психологии и эзотерике психология вообще является фундаментом, а в сфере хакерства и информационной безопасности ("антихакерства") крайне важной является такая наука как социальная инженерия, позволяющая выуживать из людей требуемую конфиденциальную информацию, используя законы человеческой психологии. Далее – философия. Не имея настоящего философского мышления, нельзя достичь успеха ни в официальной науке, ни в теологии. Этот перечень можно продолжать и дальше, но поиск связующих звеньев – это не главное. Главное – второй пункт.
  2. Прекращение отождествления с тем, чем занимаешься, и прекращение самоидентификации. Просто взять и перестать отождествляться у него (и у любого другого человека) не получится. Но, если постоянно и усердно прилагать усилия, то потихоньку-помаленьку начнут просматриваться сдвиги в положительную сторону.
  3. Важно помнить и понимать, что человек себе не принадлежит. Человек – это творение Аллаха, и у него на Земле есть вполне определенные задачи (правда, самому человеку они могут быть и неведомы – во всяком случае, до некоторых пор). Лишь в покорности Аллаху человек может обрести счастье, лишь выполняя волю Аллаха, он может прийти к успеху. Любое самовольничанье сбивает человека с прямого пути и уводит в заблуждение. Но, как можно следовать воле Аллаха, если ты ее даже не знаешь? – Очень просто: не нужно строить слишком далеких планов (я уже неоднократно говорил, что дальнее планирование обычному человеку недоступно), и нужно просто слушать голос своей интуиции. Нужно просто решать текущие задачи, и не забивать себе голову всякой чепухой. Если человеку даны способности к точным наукам, то они даны затем, чтобы их развивать. И тогда, однажды, он поймет, зачем все это было ему дано, и какова была воля Аллаха. Если в человеке заложены способности к медицине, богословию и эзотерике, то эти способности нужно развивать, и обогащать себя знаниями. И тогда, однажды, человеку откроется замысел Аллаха.

Здесь я привел вполне реальный пример из жизни реального человека и детально его описал. Все сказанное может быть полезно любому, кто начал метаться между "духовной" и "мирской" жизнью.

Заключение

Деление жизни на духовную и мирскую полностью искусственное, неестественное и абсурдное. Не имея знаний о своей внутренней сути (психологии), которые дают духовные учения и практики, и, не работая над познанием и искоренением своих недостатков, вы не сможете добиться успеха и в мирской жизни. Не имея мирской жизни (не имея быта – работы, денег, жилья и т.д.), грош цена всем вашим духовным знаниям. Духовная и мирская жизнь не враждебны друг другу, и не исключают друг друга, но являются частями целого. Именно поэтому ислам – это не просто свод предписаний того, что можно, а чего нельзя, и свод каких-то ритуальных действий. Ислам – это не просто религия – это образ жизни и мышления.


Примечание:

Данная глава взята из книги Игоря Бомбушкара "Глубины непознанного суфизма", которая будет издана в Соединенных Штатах Америки в 2016 году.


Бомбушкар И.С. (маг Ингвар)

Киев – Нью Йорк